Блог аналитического психолога

Рефрейминг

Рефрейминг -

это метод переосмысления и перестройки восприятия, мышления, в психотерапии. Он используется для избавления от неконструктивных (даже вредных) психических шаблонов. Чаще используется в НЛП. «Рефрейминг» — от англ. гл. «reframe» - «вставить (ту же картину) в новую рамку», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «по-новому формулировать» (взято из wikipedia.org).
Рамка, это метафора, сути и механизм рефрейминга. Смысл содержания (картину) мы вставляем в новую "рамку", то есть в новый контекст. Это даёт новое восприятие картины в целом.

Техника рефрейминга была разработана в 80-х годах Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Её основной принцип - «в любой ситуации есть позитивный ресурс» - его нужно увидеть и постараться использовать.

Многие метафоры, сказки, анекдоты, народный фольклор можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку». Например, сказка о гадком утенке: новое видение себя изменило картину его восприятия. Поговорки: "Спасибо, Господи, что взял деньгами", "Было бы счастье, но несчастье помогло" и пр.

В рефрейминге различают 2 подхода: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Рефрейминг контекста.

Одно и то же поведение в разных ситуациях может быть конструктивным и деструктивным. Но, если изменить контекст сообщения - то изменится подход к его содержанию. То есть, событие или предмет рассматриваются в других условиях — меняем рамку у картины. Для этого оценочное слово или фразу нужно поместить в другую ситуацию, где такое поведение будет иметь другое значение, принесет пользу. Например, если из-за плохого настроения мы отказали себе в прогулке или встрече с друзьями, то поменяв контекст, можно думать о том, что это настроение и отсутствие мотивации позволяет нам отдохнуть от суеты, набраться сил. То есть, мы не упускаем возможность встречи, а приобретаем время на отдых, помещаем плохое настроение не в контекст планов, а в контекст отдыха.

Рефрейминг содержания (смысла).

В этом случае меняется смысл ситуации, при этом контекст остаётся прежним. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия происходящего. То есть меняется смысл, что приводит к возникновению новых ощущений. Например, мы можем говорить, не «упёртый человек», а «настойчивый или упорный», таким образом новая фраза приобретает новый эмоциональный характер. Оценка черты характера меняется на положительную: упрямость - целеустремлённость. Этот тип рефрейминга мы часто применяем в жизни: "у природы нет плохой погоды", "если жена ушла к другому - не понятно, кому повезло" и пр.
Анвар Бакиров привёл прекрасный пример применения и сути рефрейминга в психотерапии:
— Я инфантильный.
— Это зрелое признание.
— Я боюсь брать на себя ответственность.
— Не каждый осмелится сознаться в своём страхе.
— Я не довожу до конца ни одного дела.
— Вы умеете переключаться, потеряв интерес.
— Даже с вами мы вряд ли дойдём до результата.
— Вы хорошо прогнозируете.
— Неужели я безнадёжен?
— Вы заметили, что привычки всегда приводят туда же.
— Таким уж меня сделали.
— Вы признаёте влияние других людей.
— А вы мне поможете?
— Вы умеете просить о помощи.
— Вы не ответили на вопрос!
— А ещё вы настойчивый.
— То есть нет?
— Вы готовы обострять конфликт.
— А за что я тогда плачу?
— Вложившись, вы требуете отдачу.
— И что?
— Вы за несколько минут беседы показали зрелость, мужество, требовательность, честность и наблюдательность.
— Но где всё это в жизни?
— Вы заметили противоречие.
— Да, если бы я проявлял эти качества, моя жизнь стала бы другой!
— Вы увидели, что ваша жизнь зависит от проявления ваших качеств.
— Это очевидно.
— И подтвердили это.
— Но как мне проявлять нужные качества чаще?
— Вы согласились, что они уже есть и проявляются.
— Так вы же сказали, что я их прямо здесь проявляю.
— И вы признали, что это так.
— Но вы так и не ответили, как проявлять качества чаще!
— Вы снова проявили настойчивость, не оставляя этот вопрос.
— И что?
— Вы умеете настаивать снова и снова.
— Но я и сдаюсь нередко!
— Вам доступны оба варианта.
— А нельзя сделать так, чтобы мне не приходилось выбирать?
— Вы готовы даже отказаться от свободы ради своих целей.
— Я просто не люблю трудностей.
— Вы разумный человек.
— Но это приводит к тому, что я бросаю дела на полпути!
— Вы умеете видеть взаимосвязи.
— Чтобы выбирать настойчивость, надо не бояться трудностей…
— Да, и вы это периодически делаете.
— Получается, я уже хожу на трудности?
— Вы начинаете признавать свою силу.
— Но я же слабый!
— И слабость.
— Но я не могу быть одновременно сильным и слабым!
— Вы близки к разгадке.
— Могу поочерёдно?
— Вы умеете не только спрашивать, но и находить ответы.
— А у меня со всеми качествами так?
— Похоже, вы уловили закономерность.
— Я бываю всяким, и надо чаще проявлять желаемые качества…
— Важное открытие.
— Но я так никогда и не избавлюсь от своих недостатков?
— Свободу выбора отбросить не удастся.
— Получается, она всегда при мне?
— Вы хорошо соображаете.
— И я сам выбираю, проявлять сейчас инфантилизм или зрелость?
— Каждую секунду.
— Но ведь это ответственность!
— Да, вы всю жизнь её несли и несёте.
— А как же характер?
— Вы только что поставили его под сомнение.
— Это качества, которые я проявляю на автомате?
— То, что вы доверили автопилоту.
— Но выбор есть всегда?
— Вы уже всё поняли.
— Это надо переварить.
— Вы снова проявили самостоятельность мышления.
(с) Анвар Бакиров
Всё описанное выше, имеет позитивный и жизнеутверждающий контекст. Умение себя перенастроить в режиме текущей ситуации, в бытовых вопросах – это, полезный навык. Но, есть нюансы.

Применение рефрейминга помогает в конкретной ситуации не провалиться в эмоции и чувства, которые могут быть не адекватны происходящему. В контексте жизни в целом, бесконечное отрицание или переворачивание смысла переживания или его контекста – ведёт к отрицанию чувств и эмоций. Превращая всё, что не уместно или негативно коннотируется в бесконечный позитив отрывает нас не только реальности, но и от переживания своих истинных содержаний и искажает целостную картину.

Рассмотрим, уже приведённый выше пример упертости. Например, человек имеющий такую черту, может долго сопротивляться обстоятельствам, идти по головам, игнорировать чувства других ради достижения цели, иногда сам страдать от этого, поскольку не может отказаться от достижения цели. Если мы дадим этой черте позитивную коннотацию, научим его видеть в своей упертости целеустремлённость, усердие и пр., то мы одновременно рискуем научить его игнорировать негативные переживания. Чувства, которые у него возникают, когда он страдает о того, что не может остановиться – отрицаются, таким образом приносит вред своей эмоциональной части. Человек искажает под себя картину и осмысление ситуации.

Переключение полюсов из негативного в позитивный, формирование и искажение контекста, конструктивнее использовать «на кратковременных дистанциях», в ситуациях, когда нет возможности осмыслить переживание или оценку ситуации прямо сейчас. Необходимо оставлять себе возможность вернуться в те чувства, которые мы «рефреймили», восстановить ситуацию и наделить её не плоским смыслом – позитив/негатив, а целостным, попробовать увидеть зерно позитива в негативе и наоборот, учитывая субъективные переживания, объективные обстоятельства в которых сформулировалась ситуация, чувства переживания и смыслы вокруг неё..